The Old Slavonic Mythology

Привет, Гость
  Войти…
Регистрация
  Сообщества
Опросы
Тесты
  Фоторедактор
Интересы
Поиск пользователей
  Дуэли
Аватары
Гороскоп
  Кто, Где, Когда
Игры
В онлайне
  Позитивки
Online game О!
  Случайный дневник
LTalk
Ещё…↓вниз
Отключить дизайн


Зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
   

Забыли пароль?


 
yes
Получи свой дневник!

The Old Slavonic MythologyПерейти на страницу: « предыдущуюПредыдущая | 1 | 2 | 3 | следующуюСледующая »


воскресенье, 23 декабря 2012 г.
.перун. косинская. 10:00:19
­­
Перун.
Мы часто слышим фразу "Перун- верховный бог славянского пантеона". Ошибочное мнение, так как Перуна сравнивают с Зевсом - верховным богом пантеона греческого. Так же мнение это идет от того, что среди идолов, которые ставил князь Владимир, Перун стоял в самом центре. Однако, есть также факт, который рассказывает, будто идол Велеса стоял в самом низу, у дороги. Однако это совсем не делает Велеса "главным дьяволом" славянского эпоса.

У славян нет как такового "Верховного бога". В одних мифах есть "бог-отец", это Сварог. По другим источникам это бог добра Белобог(Белун).

Однако, Перун был очень чтим людьми, особенно воинами. Он являлся их неким покровителем и защитой.

"Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:
У Перуна мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
Может, именно за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!»(«Выплывай, Боже!»). Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну). Перед входом в церковь изображен седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми."-http://g­odsbay.ru/slavs/peru­n.html

Перун, в противовес Мокоши, покровительницы женщин, сам по себе является покровителем мужчин ( во всех смыслах, начиная с войны, и заканчивая...семейн­ой жизнью). В отличие от зевса, этот бог не гулял "по бабам", не изменял жене, не убивал своего отца.

В христианской Руси на смену громовержцу пришел Илья-Пророк.
Как Перун стрелял из лука молниями по чертям, то же самое делал и святой Илья.

Перун везде путешествовал со своим братом Стрибогом и (по одной из версий-сыном) Дажьбогом. Молнией он разбивал тучи и проливал на землю дождь. То, что так нужно было славянам-землепашца­м.

Имя этого бога словно бы на слуху у всех.


Категории: Легенда, Словарик
Прoкoммeнтировaть
.легкокрылая ладья. косинская. 09:53:50
­­
ЛЕГКОКРЫЛАЯ ЛАДЬЯ

Жила-была одна девушка, которая любила Солнце. Каждое утро она выбегала из дому, взбиралась на крышу и простирала руки навстречу восходящему светилу.

- Здравствуй, мой прекрасный возлюбленный! - кричала она, и когда первые лучи касались ее лица, она счастливо смеялась, словно невеста, которая ощутила поцелуй жениха.

Весь день она поглядывала на Солнце, улыбаясь ему, а когда светило уходило на закат, девушка чувствовала себя такой несчастной, что ночь казалась ей бесконечной.

И вот однажды случилось так, что небо надолго заволокло тучами и воцарилась по всей земле промозглая сырость.

Не видя светлого лика своего возлюбленного, девушка задыхалась от тоски и горя и чахла, словно от тяжелой болезни. Наконец она не выдержала и отправилась в те края, откуда восходит Солнце, потому что не могла больше жить без него.

Долго ли, коротко ли шла она, но вот пришла на край земли, на берег Моря-Океана, как раз туда, где живет Солнце.

Словно услышав ее мольбы, ветер развеял тяжелые лучи и легкие облака, и голубое небо ожидало появления светила.

И вот показалось золотистое свечение, которое с каждым мгновением становилось все ярче и ярче.

Девушка поняла, что сейчас появится ее возлюбленный, и прижала руки к сердцу.

Наконец она увидела легкокрылую ладью, запряженную золотыми лебедями. А в ней стоял невиданный красавец, и лицо его сверкало так, что последние остатки тумана вокруг исчезли, словно снег по весне.

Увидев любимый лик, девушка радостно вскрикнула - и тотчас сердце ее разорвалось, не выдержав счастья.

Она упала на землю, и Солнце на один миг задержало на ней свой сияющий взор. Оно узнало ту самую девушку, которая всегда приветствовала его приход и выкликала слова жаркой любви.

«Неужели я никогда больше не увижу ее? - тоскливо подумало Солнце. - Нет, я хочу всегда видеть ее лик, обращенный ко мне!»

И в ту же минуту девушка превратилась в цветок, который всегда с любовью поворачивается вслед за солнцем.

Он так и называется - подсолнечник, солнечный цветок.


Категории: Легенда
Прoкoммeнтировaть
.сварог и даждьбог. косинская. 09:49:55
­­
1

Когда-то давно ходил по земле веселый Даждьбог. Только пригреет солнце – он тут как тут. Протянет правую руку – выпустит соловья. Протянет левую – выпустит кукушку. Соловей летит отпирать лето, кукушка – запирать зиму.
Некоторые говорят, что один молодой человек, который раздумал жениться, пошел на развилку дорог, чтобы попросить Даждьбога свернуть его с пути. Но Даждьбог отговорил юношу.
– Разве человек не князь на собственной свадьбе? Пей, веселись, люби жену! Коротка людская жизнь, негоже одному на свете быть. А я уж постараюсь, скую вас крепко-накрепко!

2

У Ладона, бога войны, брата Даждьбога, были сияющие как солнце доспехи и огромный красный щит, на котором был изображен увенчанный золотой короной вздыбленный лев. В передних лапах животное держало обнаженный меч.

3

Говорят, Велес пожирал души всех умерших. И вот люди пожаловались на это Даждьбогу.
Решил Даждьбог спуститься в Навь – подземное царство, чтобы освободить души проглоченных Велесом людей. Его мать, Лада, стала упрашивать сына остаться на небе, не подвергать себя страшной опасности.
Но Даждьбог сказал ей:
– Разве радость и горе не ходят рядом?
– Тогда иди, – сказала Лада, – и пусть сила Сварога хранит тебя.
Сперва Даждьбог отправился за помощью к Перуну и Ладону.
Когда он пришел к братьям, боги, как положено покровителям воинов, занимались тем, что чинили свое оружие. Перун – топор, лук и стрелы, Ладон – доспехи, копье и щит.
Увидев гостя, Перун усмехнулся.
– Я смотрю, ты собрался на землю, пировать и гулять среди смертных, сковывать их брачными узами?
– Отчего ты не взял с собой братца Дида и его вечно хмельного слугу Курента? – подмигнул брату-громовержцу Ладон.
Но Даждьбог не смутился.
– От того, что я собрался заставить Велеса вернуть проглоченные души умерших.
Расхохотались братья, сказали, что им нет дела до людей, если они только не воины: не приносят нам жертв, проливая кровь на поле брани. Однако, подумав, решили помочь Даждьбогу. Ведь они тоже недолюбливали Велеса. Перун дал свой топор, а Ладон – копье и щит.
Поблагодарив братьев, Даждьбог отправился в подземное царство.

* * *

Вот спустился Даждьбог в глубокую яму. И увидел на дне ее, среди корневищ, по-росшую лесом скалу. Пригляделся Даждьбог, да только это не камень, а сам владыка Нави – Рогатый Велес.
Почуял Велес чужака, загрохотал. Посыпались со скалы камни. Тогда Даждьбог укрылся под щитом Ладона.
Подумал Велес, что конец пришел незваному гостю, задремал.
А Даждьбог тихонько вылез из-под щита и стал думать, как освободить души людей. Наконец придумал. Срубил мечом самую высокую и толстую сосну. Потом взял копье и давай щекотать Велеса.
Затрясся Велес и, громко чихнув, открыл свою огромную пасть. Тут Даждьбог не стал зевать, поставил сосну вроде распорки.
Поднялся сильный ветер, и из глубины скалы одна за другой вышли человеческие души.





Категории: Легенда, [версия 2]
Прoкoммeнтировaть
.сварог и даждьбог. косинская. 09:48:40
­­
Первые люди жили как звери: не знали огня, бились палицами и камнями. Женщины вступали в связь, с кем хотели. Если они рожали ребенка, то давали тому, кто ей нравился со словами:
– Это твое дитя!
Выбрав имя ребенка, отец устраивал роскошное празднество.
Сварог решил помочь людям. Он спустился на землю и дал им клещи, чтобы ковать железо.
Сварог установил закон, по которому женщины должны были выходить замуж за одного мужчину. Тех, кто прелюбодействовал, Сварог велел казнить, заживо бросая в печь.
После возвращения Сварога на небо царствовал его сын Даждьбог.
Как-то раз до Даждьбога дошел слух о том, что одна богатая замужняя женщина живет вопреки установленному Сварогом обычаю. Собрав несколько мужчин и узнав время, когда та встречается с любовником, Даждьбог ночью подстерег ее.
Даждьбог не стал бросать женщину в печь. Но велел водить ее по земле, в назидание людям. Прелюбодея же приказал обезглавить.


Категории: Легенда, [версия 2]
Прoкoммeнтировaть
.сварог и даждьбог. косинская. 09:47:40
­­
Под самым солнцем раскинулась кузня владыки неба Сварога и его сына, бога солнца, Даждьбога. Она была так велика, что ее нельзя было объехать за день. Двенадцать подмастерьев помогали богам поднимать молот и удерживать клещи.
Тогда еще люди не знали железа. Если кому нужно было сковать плуг, подкову, или даже булавку – шли к небесным кузнецам.
Но вот объявился в тех краях Змей, порождение злобных Велеса и Ныи. От его огненного дыхания люди гибли как трава под солнцем.
Побежали люди к Сварогу и Даждьбогу, прося укрыть их в кузне. Только боги впустили людей и затворили за ними железные двери, Змей – тут как тут.
– Эй, кузнецы, верните мне мою добычу! – проревел он.
– А ты пролижи в дверях дырку. Мы тебе людей на язык посадим, – ответил Сварог.
Пока Змей лизал железные двери, боги разогрели клещи. Когда Змей просунул свой язык в пролизанную дыру, они схватили его язык раскаленными клещами.
Взвыл Змей:
– Не бейте меня до смерти! Сильнее нас никого в мире нет. Разделим весь свет поровну.
– Хорошо, – сказали боги. – Но прежде межу проложим, чтобы потом споров не было.
Сковали они плуг в триста пудов, запрягли в нее Змея и стали от Киева борозду пропахивать; глубиной та борозда в две сажени с четвертью.
Провели борозду от Киева до самого Черного моря и говорят:
– Землю мы разделили – теперь давай воду делить.
Вогнали Змея в Черное море, да там его и утопили.
Борозда Сварога и Даждьбога говорят, и теперь кое-где по степи видна; стоит она валом сажени на две высотою. Кругом люди пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о своих небесных покровителях.


Категории: Легенда
Прoкoммeнтировaть
.велесова книга. косинская. 09:45:36
­­
ВЕЛЕСОВА КНИГА


ПРОСЛАВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО ТРИГЛАВА


"И вот начните,
во-первых - главу пред Триглавом склоните!"
- так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога - Деда богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог - старший бог Рода божьего
и Роду всему - вечно бьющий родник,
что летом протек от кроны,
зимою не замерзал,
живил той водою пьющих!
Живились и мы, срок пока не истек,
пока не отправились сами к Нему
ко райским блаженным лугам!

И Громовержцу - богу Перуну,
Богу битв и борьбы
говорили:
"Ты, оживяющий явленное,
не прекращай колеса вращать!
Ты, кто вел нас стезею правой
к битве и тризне великой!"
О те, что пали в бою,
те, которые шли, вечно живите вы
в войске Перуновом!

И Свентовиту мы славу рекли,
он ведь восстал богом Прави и Яви!
Песни поем мы Ему,
ведь Свентовит - это Свет.
Видели мы чрез Нем Белый Свет.
Вы посмотрите - Явь существует!
Нас Он от Нави уберегает -
Мы восхваляем Его!
Пляшущего мы воспевали,
к нашему Богу взывали мы,
ибо тот Бог - Землю нашу носил,
звезды держал,
Свет укреплял.

Славу творите во всем Свентовиту:
"Слава Богу нашему!"
Скорбите же сердцем нашим -
этим вы смели отречься
от злого деяния нашего,
и так притекли к добру.
Пусть обнимаются дети!
И творите:
"Все сотворенное
не может войти в расторгнутый ум!"
Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,
ибо тайна та велика есть:
как Сварог и Перун -
- есть в то же время и Свентовит.

Эти двое охватывают небо,
сражаются тут Чернобог с Белобогом
и Сваргу поддерживают,
чтоб не был повержен тот бог Свентовит.
За теми двумя - Велес, Хорс и Стрибог.
Затем - Вышень, Леля, Летеница.

* * *
Затем Радогощ, Крышень и Коляда,
за ними - Удрзец, Сивый Яр и Дажьбог.
А вот Белояр, Ладо, также Купала,
и Сенич, и Житнич, и Венич,
и Зернич, Овсенич, и Просич,
и Студич, и Ледич, и Лютич.
За ними вслед Птичич, Зверинич, и Милич,
и Дождич, и Плодич, и Ягодинич,
и Пчелич, Ирестич, и Кленич,
Озернич, и Ветрич, Соломич,
и Грибич, и Лович, Бесидич,
и Снежич, и Странич, и Свендич,
и Радич, Свиетич, Корович,
и Красич, и Травич, и Стеблич.
За ними суть -
Родич, Масленич, и Живич,
и Ведич, и Листвич, и Цветич,
и Водич, и Звездич, и Громич,
и Семич, и Липич, и Рыбич,
Березич, Зеленич, и Горич,
и Страдич, и Спасич, Листвеврич,
и Мыслич, и Гостич, и Ратич,
и Стринич, и Чурич - Родич,
и тут Семаргл-Огнебог -
он чистый и яростный, быстро рожденный.
То суть - Триглавы всеобщие.

Сюда ты придешь,
и тут же служитель ворота откроет,
и пустит сюда -
в прекрасный сей Ирий.
Течет Ра-река там,
та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.
И Числобог наши дни здесь считает.
Он творит свои числа богам,
быть дню Сварожьему, быть ли ночи.
И дни отсекает,
поскольку он - явский,
он сам в божьем дне.
В ночи ж никого нет,
лишь бог Дид-Дуб-Сноп наш.

Славься Перун - бог Огнекудрый!
Он посылает стрелы в врагов,
верных ведет по стезе.
Он же воинам - честь и суд,
праведен Он - златорун, милосерд!

* * *
Как умрешь,
ко Сварожьим лугам отойдешь,
и слово Перуницы там обретешь:
"То никто иной - русский воин,
вовсе он не варяг, не грек,
он славянского славного рода,
он пришел сюда, воспевая
Матерь вашу,
Сва Матерь нашу, -
на твои луга,
о великий Сварог!"
И Сварог небесный промолвит:
"Ты ступай-ка, сын мой,
до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О как будет им радостно, весело
вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слезы они,
а теперь они могут возрадоваться
о твоей вечной жизни
до конца веков!
Той красе ты еще не внимал,
ибо вои (вы?) Ясуни не знали(?).
Вы же все не такие, как греки,
вы имели славу иную
и дошли до нашего Ирия,
здесь цветы увидели чудные,
и деревья, а также луга.
Вы должны тут свивать снопы,
на полях сих трудиться в жатву,
и ячмень полоть,
и пшено собирать
в закрома Сварога небесного.
Ибо то богатство иное!
На земле вы были во прахе,
и в болезнях все, и в страданиях,
ныне ж будут мирные дни".

Мы стояли на месте своем,
и с врагами бились сурово,
и когда мы пали со славою,
то пошли сюда, как и те.

И вот Матерь Сва бьет крылами
по бокам своим с двух сторон,
как в огне вся сияя светом.
И все перья Ее - иные:
красные, синие, рыже-бурые,
желтые, и серебряные,
золотые, и белые.
И так же сияет, как Солнце-царь,
и идет Она близ ясуни,
и так же сияет седьмой красой,
завещанной от богов.
И Перун, увидев Ее, возгремит
громами в том небе ясном.
И вот это - наше счастье,
и мы должны
приложть все силы,
чтоб видеть,
как отсекают
жизнь старую нашу от новой,
так точно, как рассекают
дрова в домах огнищанских.

И Матерь Слава
крылами бьет.
Идем мы под наши стяги,
и это - стяги ясуни!

Прим.: Продолжение по главам позже.


Категории: Велесова книга, Книги
Прoкoммeнтировaть
вторник, 11 декабря 2012 г.
косинская. 18:11:34
Запись только для зарегистрированных пользователей.
понедельник, 10 декабря 2012 г.
.девана. косинская. 17:53:28
­­
ДЕВАНА -
(Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты,
жена бога лесов Святобора.
Девану древние славяне представляли в облике красавицы,
одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою;
с натянутым луком и стрелами. Вместо епанчи (верхней одежды)
накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкою.
У ног прекрасной богини Деваны лежала рогатина,
с какой ходят на медведя и нож.
Она опекала лесных зверей, учила их избегать опасности,
переносить суровые зимы.
Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче,
а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи.
Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать
в схватке с медведем или волками.
Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана
отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты.


Категории: Краткий словарь
Прoкoммeнтировaть
.шаманизм. косинская. 17:50:55
­­
Шаманизм.
...Когда ребенка принуждали к действию, он извлекал звуки, и эти звуки означали соответствовалиующе­е действиюе. Для того, чтобы понять этот механизм, достаточно вспомнить, как дети произносят свое первое слово, созвучное с "ма…ама…".Детей также учили дышать. Это может показаться забавным и наивным, но давайте спросим себя: "Умеем ли мы дышать? И вообще, что такое дыхание?" Физиологи могут ответить положительно на эти вопросы, но дело не в физиологии и не в биохимии дыхания. Архаичный шаман учил работе духа в дыхании. При вдохе ребенка обучали вбирать в себя мир, который его окружает: камни, растения, животных, людей, стихии, природные явления и т.д. При выдохе ребенок должен был отдавать часть себя, сливаясь с окружающей действительностью в пространстве и во времени. Еще раз подчеркнем условность используемых понятий "принуждали", "должен" и др. Шаманы учат жить в соответствии с законами окружающей природы, законами окружающего мира. Натуральный шаманизм этим миром и являлся, являлся и остается по сей день. Если ребенок испытывал страх, учитель позволял пережить этот страх; страх буквально "проживался". В натуральном обществе никогда не отворачивались от страха, к нему "поворачивались лицом",этому учили и детей, впрочем, дети сами этому учились. Вы бы и не смогли иначе испытывать страх, бояться, находись Вы в этом обществе. То, как мы испытываем страх, - относится к современному обществу. А нет страха, боязни, - нет и болезней психики, нет и всего диапазона психо- соматических заболеваний. Известно, что шаман является одновременно как учителем, так и целителем. Исцеление начиналось там, где заканчивалось воспитание, исцеление также сопровождалось воспитанием. Исцеление начиналось сразу, как только появлялись первые признаки страха перед охотой, неуверенности в себе в личных взаимоотношениях, сомнения в правильности выбора, стыда и т.д.


Категории: Словарик, Заметка
Прoкoммeнтировaть
.заметка. косинская. 17:48:12
­­
Главный источник сведений по раннеславянской мифологии – средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества (“Слова”) и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 век) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Hовгородом и другие), отдельные изображения (Збручский идол и прочее).

Особого рода источник для реконструкции славянской мифологии – сравнительно-истори­ческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими системами, в первую очередь с мифологией балтийских племен, отличающейся особой архаичностью (“Балтийская мифология”). Это сопоставление позволяет выявить индоевропейские истоки славянской мифологии и целого ряда ее персонажей с их именами и атрибутами, в том числе основного мифа о поединке бога грозы с его демоническим противником (“Перун, Индоевропейская мифология”). Индоевропейские параллели позволяют отделить архаические элементы от позднейших инноваций, влияний иранской, германской и других евразийских мифологий, позднее – христианства, заметно трансформировавших славянскую мифологию.


Категории: Заметка, Статья
Прoкoммeнтировaть
косинская. 17:46:32
Запись только для зарегистрированных пользователей.
.новолетие. косинская. 16:17:37
­­
О новолетии
Новый год или Новолетие ?
В 1700 году н.э. Пётр I издаёт указ об упразднении старого календаря, существовавшего на Руси, и вводит западно-европейский­ календарь от Рождества Христова.
При этом он переносит начало календаря (Новолетие) с дня осеннего равноденствия (у славян-староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 генваря (января). 1700 год он выбирает как начальную дату.
Вот каким был календарь у русских христиан до 1700 года. Месяц Генварь по счёту аж 5-й: Календарь месяцеслов. 1790—1800-е гг.

Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым не случайно. 25 декабря, весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Исус был обрезан по иудейскому обряду, т.е. 1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне.
Вот эту дату и выбрал Петр Первый. Он своим указом приказал всем подданым отмечать начало нового календаря и поздравлять друг-друга с Новым Годом.
Почему годом?
При дворе Петра Первого, на русском языке почти не разговаривали, потому-что он считался языком простого народа. В основном всё общение шло на немецком и голландском языках.
Так вот слово Год (God) на этих языках означает Бог. Т.е. своим указом Пётр заставил подданых поздравлять друг друга с Новым Богом, в день его обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают 1 января поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше.
Почему Новое Лето, а не год?
Вспомним: древние своды о прошедших событиях назывались Летописями, а не Годописями. Мы до сих пор спрашиваем друг друга - “сколько тебе лет”, а не “сколько тебе годов”.
У староверов и поныне летоисчисление ведётся от осеннего равноденствия (22-23 сентября). В отличии от 1-го января эта дата хоть как-то привязана к астрономическим событиям.
Кроме того, Пётр не просто сменил старый календарь на новый. Он украл у народа 5508 лет Великого Наследия и приказал иноземцам написать вместо него Историю, которой раньше небыло.
Сейчас мало кто помнит, что раньше в даты Летописях записывались буквицей древнерусского языка, а не цифрами, которые ввели по приказу Петра.
До введения нового календаря народ отметил 7208 Новолетий и даты всегда записывалась буквицей. Это нам говорит о том, что письменность существовала у Славян задолго до Солунских монахов Кирилла и Мефодия. Всё логично.
Если бы не реформа Петра, эта бы церковная сказка про “просвещения неграмотных язычников” давно была бы забыта, как чья-то глупая шутка.
Не зря же императрица Екатерина II говорила:
Славяне за многие тысячи лет до Рождества Христова свои письмена имели.


Категории: Статья
Прoкoммeнтировaть
.свадебные заговоры. косинская. 07:21:52
­­
Свадебные заговоры
Заговор свахи, когда идет на сватовство - Входя на крыльцо дома невесты, сваха ступала на первую ступень правою ногой и при том говорила: "Когда нога моя стоит твердо и крепко, так слово мое будет твердо и лепко, тверже камня, лепче клею и серы сосновой острее булатного ножа; что задумаю, да исполнится".

Заговор свахи - Этот наговор употреблялся только тогда, когда не надеялись получить согласие родителей невесты. "Встану я (имя) на утренней заре, на солносходе красного солнца и пойду из дверей в двери, из ворот в ворота, на восточную сторону, в чистое поле; в том чистом поле гуляет буйный ветер. Подойду я поближе, поклонюсь пониже и скажу: Гой еси, буйный ветер, пособи и помоги мне (имя) закон получить от сего дома, и взять кого я хочу, и у того бы человека (имя) ум и разум отступился и на все четыре стороны расшибся, а ко мне бы (имя) приступился и ум-разум домашних судьбы наипаче, кого хочу получить; и перевалились бы и отошли бы ко мне (имя) все ее мысли, и охоты, и забавы, и все бы их вниз по воде унесло, а на меня (имя) принесло". Ключ в море, язык в роте. Тому слову нету края и конца, от злого человека вреда, беды и напасти. А кто бы на меня и на нее подумал (то есть недоброе) и замыслил, у того человека ничего бы не последовало, и заперло бы ключами, и замками и восковыми печатями запечатало".

От порчи свадьбы - "Стану я, (имя) благословясь, пойду перекрестясь ставить железные тыны от морской глубины от небесной высоты, от востока до запада, от севера до полудни. Въеду аз, (имя), в железный тын со всем моим поездом; завтра аз, (имя), за тридевять щитов, за тридевять дверей и замкну аз, (имя), за тридевять замков; выну из тридевять замков тридевять ключей, кину я те ключи в чистое море-Океан. И выйдет из того моря щука златоперая, чешуя медная, и та щука проглотит тридевять моих ключей и сойдет в море в глубину морскую. И как никому той щуки не поймать и тридевять ключей не сыскать, и замков не отпирывать - и меня, (имя), и князя молодого не испорчивать и весь мой княжеский поезд; всегда, ныне и присно и во веки веков".

Свадебный оберег - "Есть в западной стороне море Черное; в том море есть остров. На том же острову выросло древо, на том же древе - корень и ветвие, на том же Древе сидит железен муж - осматривает железен муж всякого ведуна, колдуна, кудесника, чтобы видити мне, сторожу колдуна и ведуна, мужика и женку, и девку. Окажи мне на всех четырех сторонах, окажи мне, сторожу, в избе или на улице, в пиру или на свадьбе, или у заплота, или за плахами, или за рекою, везде, кто где ни стоит, как бы сторожа не тронуть. Тот же железен муж, чтобы на колдуна и ведуна тянет он лук, отворачивает недобрые словеса, и речи колдунове и ведунове, аще он враг, или на меня вражит, он створаживает тот же железен муж. Или баба еся с тыми же, тот же враг ее же, кабы она легонько в зубки подола зняла и подругу бы оказала, руку бы зняла, своего дьявола звеселила, да тот же железен муж, в избу привяжи ее к печному столбу, а на улице к огороду, а мужик тот же колдун, надо мною пытаетца; ты же железен муж; кабы нас не нала ево ни молитва, а ему, колдуну, нечем бы ему ему от меня не онятця: сведи его, тот же железен муж, сведи его в баню и поставь его в каменицу головою, иже его врага, кой вражить, и повес его же вверх ногами, у стропил к одному углу, и броси его же о сыру землю, да тот же железен муж не отпутай меня, (имя) его врага о землю порази, его стречника. Или у князя молодого лошадь подтыкается; от подтычки, или у свахи, у тысяцкого, у дружек, у сторожа, у всего княжева поезда прибору от вожения, которая враг повалит захочет о крепосце, то же желез-ный муж обороняет меня, (имя), сторожа, князя и княгиню, тысяцкого, дружек, и весь княжой прибор, бросает его, того же врага, как бы на нас не думал, броси его о сыру землю".

Оберег невесты - При входа после венца, в дом мужа молодая говорить: "Первая, другая, я иду третья! все вон, мне одной дом".


Категории: Заговоры
Прoкoммeнтировaть
.медведь. косинская. 07:21:01
­­
Медведь - зверъ-оборотенъ, лесной воевода, рожденный, по многим легендам, от женщины и лесного зверя «меда».
Некоторые уверяют, что это человек, превращенный злым колдуном в зверя. Поэтому он первым на человека никогда не нападет, разве что будет мстить за нанесенную обиду, за рану.
Любит мед и молодой овес, и собаки лают на него, совершенно как на человека, не боятся.
Много рассказывают случаев, когда, содрав шкуру с убитого медведя, находили под ней человека в рубахе или даже бабу в сарафане.
Этот зверь - первый друг лешего. «Медведь - лешему родной брат, не дай бог с ним встренуться!» - говорят жители русских лесов.
С ним стараются дружить пастухи, чтоб не заломал коровку или овцу не уволок. Дружба с лесными духами дает ему магическую силу против другой нечистой силы: разбушевавшихся домовых, злобных кикимор, одолевших село лихорадок...
Чтобы усмирить злого домового, надо обвести медведя вокруг двора.
Повешенная на конюшне медвежья голова защищает лошадей от проказ дворового.
Заболевшего лихорадкой следует положить вниз лицом на землю и заставить медведя перешагнуть через него, но так, чтобы коснулся лапой спины человека, а тому следовало приговаривать:
«Батюшка, брат мой старшой! Выгони проклятую из головы, из ног, из рук, из могучей груди, из добра живота, из спины и ребер и из черной печени».
Даже беременные женщины могли угадать пол будущего ребенка по поведению ручного медведя.
Если будущая мать даст зверю хлеба и он рыкнет, родится девочка, промолчит - мальчик.
Если медведь привидится во сне - это к богатству, перебежит зверь дорогу в лесу - к охотничьей удаче.
Многие моменты народного календаря связаны с поведением этого зверя.
На Спиридона-солноворо­та (12/25 декабря) медведь в берлоге на другой бок поворачивается, зима - на мороз, а солнышко - на лето: «По медвежьему хотению и зима студеная длится: как повернется он в своей берлоге на другой бок, так и зиме ровно половина пути до весны осталась».
На Благовещенье (25 марта/7 апреля) он встает из берлоги.
Луну охотники называют медвежьим солнышком.
Медведь запечатлелся своим неуклюжим обликом во многом множестве пословиц, поговорок, прибауток и загадок. Окрестил русский народ медведя Мишкой, Михайлой Иваньмем, Топтыгиным.
Он незлобив и даже добр по-своему - по-медвежьему, - если его не трогать; но охотникам-медвежатн­икам не следует полагаться на его доброту.
Умеет он быть грознее грозного воеводы - того и гляди из «косолапого мишки» превратится в свирепое лесное чудовище.
«Отпетыми» зовут завзятых медвежатников, при каждом выходе на охоту провожая их - как на смерть.

Медведь

КАК МИР МЕДВЕЖЬЕГО СЫНА ПРИНЯЛ
Жила-была в одном селе грешная баба, и много она разбила мужских сердец, много разлучила семей. Наконец собрались мужние жены, побили блудницу да и выгнали из села. Ушла она в дремучий лес, и там затащил ее к себе в берлогу медведь. Прижила блудница с ним мальчика. Подрос он и захотел к людям вернуться, а мать с ним. Выждали, пока старого медведя в берлоге не случилось, и бежать. А он воротился - и ну догонять. Поймал женщину и поволок обратно, думает, что сын за матерью придет. Вырвал мальчик из земли дерево - а он уже был силен, как медведь, и половина тела шерстью обросла, - и убил медведя, а мать чуть живую на руки поднял и понес в село.
Поселились в пустом доме на окраине. Вышел медвежий сын на улицу, начал с детьми играть: кого за руку - рука долой, кого за голову - головы нет. Возмутился сельский мир:
- Тебе с нами жить нельзя, ты скоро всех людей прикончишь. А одной старой бабке жалко стало мальчика, она и говорит:
- Дайте вы ему испытание. Знаете, что черти медведей боятся? У нас на мельнице чертей кишмя кишит. Вот коли он оттуда чертей повыведет, то останется в селе. А нет - ну, пускай убирается на все четыре стороны.
Ночью медвежий сын отправился на мельницу. А черти облепили мельничное колесо и катаются на нем - вверх-вниз, вверх-вниз. Мальчик схватил лом и давай чертей бить! Бил-бил, они такой крик подняли, что до самого Сатаны стоны донеслись. Тот выглянул из преисподней:
- Ах, медвежий сын, пожалей мое воинство, оставь хоть на семена! На тебе золота сколько унесешь, а на эту мельницу никто больше не сунется.
Медвежий сын взял десять пудов золота - больше не поднять было, - пошел в село. Деньги матери отдал, и мир его принял.

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ
Один мужик пахал свое поле, да устал. Приостановился отдохнуть, а мимо барыня едет:
- Что, мужичок, голову повесил?
- Эх, жизнь моя, жистянка! Другие не работают, а барами живут. Я же тружусь весь век и еле концы с концами свожу.
А то была не простая женщина, а сама Судьба. Пожалела она горемыку и говорит:
- Хочешь сделаться барином?
- Хочу! - обрадовался мужик.
Через год едет Судьба мимо леса, видит, бродит ее знакомый барин - грустный-прегрустны­й.
- Здравствуй, друг. Чего опять пригорюнился?
- Эх, жизнь моя, жистянка! Что проку быть барином? Над ним начальник царь, своего требует. Я бы царем хотел быть.
- Ну, быть тебе лесным царем! - рассердилась Судьба и превратила мужика в медведя.


Категории: Легенда, Статья
Прoкoммeнтировaть
.заяц. косинская. 07:19:40
­­
Заяц
СТРАШНЫЕ ПОХОРОНЫ
Один мужик работал на промысле, и пошел он на побывку к жене. Пока суд да дело, дождался вечера и потащился на ночь глядя, хотя остерегали его сотоварищи.
Вот уже недалеко осталось до родного села, идет он сквозь частый березняк. И вдруг видит: полна полянка, видом все как монахи, их больше десяти, и несут гроб на жердях. Пригляделся - да это зайцы! Только какие-то очень большие, с человека ростом, и на задних лапах идут. В точности как люди, но слегка прихрамывают. Сзади одна зайчиха, тоже хромая, сильно ревет; как ступит, так и падает на гроб она, словно женщина в горе. А другие никто не ревут, а поют что-то вполголоса, и уныло так.
Мужик наш окаменел от страха. По счастью, в его сторону никто не взглянул. Стоял он, пока зайцы не прошли, только спины едва-едва видны, а потом кинулся бежать напролом, вперед.
Наконец добежал он до своих окон, аж вся рубаха хоть выжми. Зашел в дом, зуб на зуб не попадает. А ему говорят:
- Что с тобой?
- На медведя, - отвечает, - нарвался!
Не сказал про странных зайцев, остерегся. Ему еще дед покойный наказывал, что ежели такую мороку увидал, молчи до самой кончины, не то воротится нечистое - тогда уж точно несдобровать.
Минуло почти полвека. Давно уж состарился этот мужик, правнуков дождался. И вот однажды в подпитии не утерпел - рассказал детишкам про странные заячьи похороны. И что же? Наутро нашли его в том березняке мертвым. Да к тому же лежащим в гробу, что покоился на двух жердях. А рядом заячьи следы, только огромные, с человечью ногу.
Похоронили его, конечно, как полагается, но в тот заячий березняк никто больше ходить не решался: кому охота с нечистой силой связываться?

Почти во всех сказаниях заяц - это воплощение слабости и робости. «По лесу-лесу лисье жаркое в шубейке бежит!» - загадывают про него. «Труслив, как заяц!» - говорят в просторечии о робких не в меру людях. Зовут этого трусишку-зверька, белого зимой, серого по осени, рыжего летом, - косым. Все поговорки о нем - охотничьи. «Коня положу, да зайку ухожу!», «Не дорог конь - дорог заяц!», «Покуда зайца догонишь - с пару зайдешься!», «Рубль бежит - сто догоняют!». Перебежит косой заяц дорогу - лучше вернуться домой, по охотничьей примете, а то никакого толку не будет весь день. Трусоват заяц, а есть на свете и другой зверь, что - по народному слову - и его боится: лягушка, прячущаяся в своей болотине при виде такого страшилища... В песнях зайцу-трусу посчастливилось, - не косым зовут там его, а заинькой величают.
Заяц не только воплощение трусости, но и олицетворение быстроты. Потому-то быстрое, едва уловимое мелькание отблеска солнечных лучей на стенах, потолке и полу называется зайчиком. Это название относится в народе и к синим огонькам, перебегающим по горящим угольям.
Удивительно, но заяц издревле был еще и воплощением сладострастия, ярой мужской силы. Не зря же в одной из хороводных песен поется:
Заюшка, с кем ты спал да ночевал,
Беленький, с кем ты спал да ночевал? -
Спал я, спал я, пане мой,
Спал я, спал, сердце мой,
У Катюхи - на руке,
У Марюхи - на грудях,
А у Дуньки вдовиной на всем животе.
До сих пор в народе верят: зайца, увидеть во сне - к скорой беременности. А у южных славян для этого надо выпить кровь молодого зайца. Но есть зайчатину беременным женщинам вредно - у ребенка могут быть косые глаза!

На свадьбах нередко поют песни про зайцев - это связано с обрядом первой брачной ночи и определением девственности невесты. При разговоре о многодетности непременно упоминают это животное - о женщине говорят: «Плодовита, как зайчиха». При всей своей безобидности заяц связан с нечистой силой (не зря же он охраняет в сказках Кощееву смерть). Лешие охотно играют на зайцев между собой в карты и перегоняют целые стаи их из леса в лес, от проигравшего к выигравшему. В заговорах охотники обращаются к зайцу, прося привести зверя в их ловушки. При этом простонародное суеверие не советует вспоминать о зайце во время купанья: водяной его терпеть не может и способен утопить неосторожного.
Зайцы бывают и оборотнями: в виде огромного трехногого или хромого зайца может появиться леший или сам черт (его иногда изображают с заячьим хвостиком). Зайца-060-ротня не берут пули, он заманивает человека в непроходимую чащу и исчезает в вихре - с шумом, хохотом и ужасным зловонием. Им могут скидываться ведьмы и колдуны, даже домовой является порою в образе черного зайца. Отсюда и запрет употреблять в пищу зайчатину - как мясо «нечистое».
Все приметы, связанные с зайцем, сулят человеку беду: перебежит дорогу охотнику или рыбаку - неудача в ловле, забежит в строящийся дом или мелькнет вблизи жилья - к пожару. Между прочим, широко известна история о том, как находившийся в Михайловском А. С. Пушкин собирался в декабре 1825 года, накануне событий на Сенатской площади, ехать в Петербург, но путь его экипажу перебежал заяц, и суеверный поэт вернулся. Этим он, вполне возможно, спасся либо от смерти, либо от ссылки в Сибирь.



Категории: Статья, Легенда
Прoкoммeнтировaть
.ворон. косинская. 07:17:16
­­
ВОРОН ПОЧЕМУ У ВЕЩУНА ПЕРЬЯ НЕ ВЫЗОЛОЧЕНЫ
Начале мира создал Дый воду и сушу, а потом начал творить птиц, зверей, рыб и растения. Глядя на Дыя, принялся и Бес ему подражать. Сотворил Дый березу, а Бес тут же - осину, Дый - белорыбицу, а Бес - ерша колючего, Дый - оленя, а Бес - волка.
Дый в ясный полдень собрал на лугу охапку цветов, подбросил высоко-высоко - и разлетелись во все стороны яркие птицы, похожие на летающие цветы. Бес в глухую ночь собрал в горсть стружки, что остались, когда он из осины волка вытесывал, швырнул вверх - обернулись стружки воронами, черными, как ночь.
Подлетел один ворон к озеру воды напиться, а тут луна возьми да и взойди. Увидал ворон свое отражение - и ну клевать своего создателя:
- Карк! Карк! Как ты посмел создать меня таким стр-рашным! Не хочу быть таким чер-рным! Хочу быть яр-рким, как жар-р-птица! Вызолоти мне перья!
- Ладно, - сказал Бес, - будь по-твоему. Станешь похожим на жар-птицу. Но не раньше, чем натаскаешь полное гнездо золота. Тогда я и вызолочу тебе перья.
С той поры вороны тащат в свои гнезда все, что блестит, как золото. Да, видно, нет им удачи в этом деле: никто из них на жар-птицу пока не похож.А. ПУШКИН. ВОРОН
Ворон ворону кричит:
«Ворон, где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?»
Ворон ворону в ответ:
«Знаю, будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.
Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая».
Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждет милого -
Не убитого, живого.

В старинных славянских представлениях ворон является прообразом ветра, Стрибожьего внука, и, по словам древних сказаний, не только приносит бурю на своих черных крылах, но и воду - живую и мертвую.
В сказках он иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности. В образе Ворона Вороновича похищает сестру или мать героя и либо вступает с ним в смертный бой, либо становится верным другом и блюдет законы родства.
Есть у этих птиц свой царь-ворон, сидит он, гласят сказки, в гнезде, свитом на семи дубах. Однако за вещую душу не очень-то любят его люди и охотно верят, что ворон приносит несчастье своим прилетом к жилью. Внезапно налетевшие стаи воронья исстари предрекали нашествие врагов, мор, беды и несчастья. Если человек отправляется на охоту, но ворон «поперек пути каркнет», поход будет неудачным. Словно желая побороться с приметою, охотники смазывают дуло ружья вороньей кровью - чтобы било без промаха.
Ворон - птица вещая - живет, по преданию, до трехсот лет, а все оттого, что питается одной только мертвечиной.
В древности ворон считался несомненно связанным с миром мертвых. Арабский путешественник Масуди (X в.) описывал славянского идола, сделанного в виде старца с посохом, служителя царства мертвых. Под левой ногой его сидел ворон.
Вообще ворон во многих народных представлениях связан со смертью. Если он каркает над головой путника или над домом, садится на крышу, бьет крыльями в окно - кто-то скоро умрет. Приснившийся ворон тоже пророчит смерть.
Хоть и существует общеизвестная христианская легенда, что ворон сделался черным, поскольку не вернулся в ковчег Ноя, не сообщил об окончании потопа, народная мифология уверяет: ворон черен оттого, что связан с силами тьмы - это птица Чернобога, беса, черта-дьявола. В ворона воплощается сила нечистая, его образ может принять умирающий колдун. Вообще души злых людей представляются народному сознанию в виде черных воронов или ворон. Опознать дом, в котором живет ведьма, можно по тому, что на крыше его по ночам сидит ворон.
В крестьянском хозяйстве, чтобы уберечь от воронов цыплят, вывешивают на дворе убитую сороку. А если глиняный горшок опрокинуть вверх дном и выставить во двор, ворон вообще не увидит цыплят.


Категории: Легенда, Статья
Прoкoммeнтировaть
воскресенье, 9 декабря 2012 г.
.спиридон. косинская. 18:07:07
­­
25 декабря — День святого Спиридона. За легендой, жил когда-то мужчина на им'я Спиридон, который вовсе не боялся ведьм. Красивый был — девушки за ним бегали, аж плетни ломали. И одна ведьма среди почитательниц была — тоже пыталась обратить на себя его внимание. Он же — ни и нечего! Поэтому она пообещала его ночью задушить. Когда наступила ночь, ведьма пришла, чтобы выполнить свое обещание. Спиридон не спал, услышал ее шаги, и как вскакивала она в подобии кошки ему на грудь — он ее за хвост схватил и о землю ударил. Погибла злая ведьма. Утром общество мертвую ведьму нашло и как подобает похоронило. Другие же ведьмы решили отомстить Спиридону — разорвать его на куски. Когда наступила ночь, Спиридон отправился на могилу и влез на кресте, чтобы проследить, чтобы убитая ведьма не встала из могилы. Ведьмы-мстительницы­ ринулись искать парня в доме, аж его нет. На кресте же они его увидеть не могли. Вот ходят они вокруг могилы, не видят Спиридона, а убитая ведьма говорит: «Он сидит на моем кресте, а я встать не могу». Чтобы определиться, как достать Спиридона, ведьмы полетели в сам Киев по мудрую киевскую ведьму. Киевская ведьма посоветовала собрать двенадцать окурков свеч и сжечь крест, на котором парень сидел. Зажгли крест. Спиридон видит уже, что не до шуток ему, и начал просить Бога: «Господи, укороти ночь хотя бы немножечко, чтобы крест не успел сгореть к восходу солнца, а то же меня смерть постигнет!» Как только он это проказав, запели петухи — ведьмы и разбежались кто куда, а сам Спиридон остался живой. Следовательно, этот день знаменует поворот солнца на лето, а зимы — на мороз. Именно из этого дня люди уже серьезно берутся к подготовке к Рождественским праздникам.

Категории: Легенда, Заметка
Прoкoммeнтировaть
.заметка. косинская. 18:06:04
­­
Отношение к святому в России
В народных русских преданиях, легендах, поверьях образ «Святого Касьяна», несмотря на всю праведность жизни реального человека, рисуется как отрицательный. В некоторых селах он даже не признавался за святого, а само имя его считалось позорным. Обычно образ Касьяна связывали с адом и присваивали ему демоническиечерты в облике и поведении. В одной из легенд говорилось, что Касьян был светлым ангелом, но предал Бога, рассказав дьяволу о намерении Господа изгнать с небес всю сатанинскую силу. Совершив предательство, Касьян раскаялся, Бог пожалел грешника и дал ему сравнительно лёгкое наказание. Он приставил к нему ангела, который бил Касьяна по лбу молотом подряд три года, а на четвёртый год давал ему отдых.
Другая легенда рассказывает, что Касьян стоял на страже у ворот ада и только раз в году имел право оставить их и явиться на землю.
По народным представлениям, «Святой Касьян» недоброжелателен, корыстен, скуп, завистлив, злопамятен и приносит людям одни несчастья. Внешний облик Касьяна неприятен, особенно поражают его косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. Русские люди верили, что «Касьян на что ни взглянет, всё вянет», «Касьян всё косой косит», «Касьян на народ — народу тяжело», «Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет». В Сибири считали, что Касьян любит «заворачивать» головы цыплят, индюков и кошек, после чего они дохнут или становятся уродами. В свой праздник Касьян развлекается тем, что смотрит на окружающий мир: посмотрит на людей — будет мор, на скот — падёж, на поля — неурожай. Кроме того, считалось, что Касьяну подвластны все ветры.
Некоторые легенды объясняли зловредность Касьяна тем, что он в младенчестве был похищен у благочестивых родителей бесами, которые и воспитали его в своём доме. Кроме того, в них рассказывалось, что Святой Василий Великий, повстречавшись с Касьяном, наложил ему на лоб крестное знамение, после этого Касьян стал обладать способностью сжигать приближающихся к нему демонов. Однако всё это не могло обелить святого, и для всех он продолжал оставаться Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым. День памяти Святого Касьяна отмечают один раз в четыре года (так как 29 февраля бывает только в високосном году). Русские люди объясняли это тем, что Бог лишил его ежегодных именин за недоброжелательност­ь к бедным людям. Об этом рассказывает легенда, связанная со «Святым Касьяном» и Николаем Угодником.


Категории: Заметка, Статья
Прoкoммeнтировaть
.пекло. косинская. 18:05:16
­­
Пекло
Так назывался славянский ад. Славяне никогда не могли примириться с тем, что те, кто жил беззаконно, не по совести, обманывая друг друга, грабя своих ближних, могли остаться безнаказанными. Они искренне полагали, что отомстится, отольется им не на этом свете, так на том. Как и многие другие народы, славяне верили, что место казни для беззаконников - внутри земли.
Находится Пекло в безднах преисподних, а вход в них расположен где-то на западе. Там собираются все злые боги, все недобрые силы. Западные славяне полагали, что царствует там Злебог (Кровник, Злодий, Худич) - бог вечного мучения, которое ожидает в Пекле негодяев, воров, убийц, злодеев после смерти.


Категории: Краткий словарь
Прoкoммeнтировaть
.Касьян и Никола. косинская. 18:04:18
­­
Легенда о Касьяне и Николе
Однажды у мужика увяз воз в дороге. Мимо шёл Касьян-угодник. Мужик его не узнал и попросил вытащить воз. «Поди ты! — сказал ему Касьян,— есть мне, когда с вами валяндаться!». И пошёл дальше своей дорогой. Через некоторое время идёт Никола-угодник. «Батюшка, — завопил мужик, — Помоги мне воз вытащить». Никола-угодник и помог ему.
Пришли святые в рай. «Где ты был, Касьян-угодник?» — спросил Бог. «Я был на земле,— отвечал тот,— прилучилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз; он просил меня. Помоги, говорит, воз вытащить; да я не стал марать платья».— «Ну, а ты где так выпачкался?» — спросил Бог у Николы-угодника. «Я был на земле; шёл по той же дороге и помог мужику вытащить воз»,— отвечал Никола-угодник. «Слушай, Касьян! — сказал тогда Бог,— не помог ты мужику — за то будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угодник, за то, что помог мужику воз вытащить — будут служить молебны два раза в год». С тех пор Касьяну только в високосный служат молебны, а Николе — два раза в год


Категории: Легенда, Заметка
Прoкoммeнтировaть
.огненный змей. косинская. 18:02:36
­­
ОГНЕНЫЙ ЗМЕЙ (летун) КАК ЛЕТУНА ЛОВИЛИ
Однажды совсем было поймали летуна. Он повадился к одной женщине, у которой муж незадолго перед этим умер. Влетит в трубу Огненным Змеем, а в избе оборотится в мужа этой женщины. И стала она худеть и бледнеть, словно ей кто-то кровь сосет. Знающие люди пожалели ее и решили подкараулить и поймать летуна. Для этого собрались человек пять и с вечера сели около избы, в которую являлся Огненный Змей. Вдруг увидели, что летит пылающий шар с хвостом, подлетел к трубе и спустился в нее. Один мужик принес из дома святой воды и начал кропить этой водой дверь, ставни и окна этой избы, чтобы летун не мог выйти; потом залезши на крышу, окропили там трубу и закрыли ее доской; затем они вошли в самую избу.
Как только летун почуял святую воду, то выскочил из-за стола и бросился было в трубу, но та была закрыта и окроплена святою водою; тогда он стал метаться из угла в угол, а мужики между тем начали кропить ставни и внутри избы. Тогда Огненный Змей обратился в муху и забился на печке в угол, но мужики и там не давали покоя. После этого он забился в горшок, куда хозяйка складывала нитки. Мужики обрадовались, что наконец поймали летуна, и накрыли горшок сковородою. Потом взяли горшок и, придерживая рукою сковородку, понесли на улицу. Но летун прожег в горшке дырку и вылетел незримо, только горстка искр осталась, да и они скоро погасли и обратились в пепел.
«ЧЕШУ ГОЛОВУ И ЕМ КОНОПЛЮ»
Один крестьянин ушел, по обыкновению, весною на заработки. Недели через три приходит к его жене письмо, что он умер.
Она сначала много плакала и горевала, потом перестала голосить и стала очень весела и разговорчива. Свекровь стала спрашивать, отчего это она так весела, но вдова ей не сказала ничего.
Между тем в это время все соседи стали замечать, что ночью над ее домом спускался Огненный Змей: рассыпался редкими искрами над крышею и исчезал в трубе. Об этом происшествии одна из соседок рассказала свекрови овдовевшей молодки. Стала свекровь опять приставать к молодке и расспрашивать, с чего это она все делается веселее? Наконец та открылась ей, что ее муж не умер и ходит к ней по ночам и даже приносит ей гостинцы.
Свекровь разубеждала ее и рассказала о том, что соседи все видят, как над их домом пролетает и рассыпается Огненный Змей. Молодка очень испугалась и наконец поверила, что к ней ходит не ее муж, а Огненный Змей - в наказание за то, что она слишком тосковала по мужу. Она обратилась к помощи знахарки, и та посоветовала сделать так. Только наступит ночь и время ему прийти, то она должна сесть на порог клети, где она спала, и чесать гдлову гребнем, а в фартук насыпать конопли и есть ее.
Молодая так и сделала. Как только наступила ночь, она села на порог клети и стала чесать голову и есть коноплю. Вдруг она видит, что по двору к ней идет ее муж, злой, пасмурный, подходит к ней и спрашивает, что это она делает. Тогда молодка отвечает:
- Разве не видишь? Чешу голову и ем коноплю.
От этих слов он пришел в страшную ярость; схватил ее за косы и начал бить, потом вышел на двор, ударился об землю, отчего из него посыпались огненные искры, и исчез. На второй день молодку едва живую нашла свекровь в клети, но с тех пор Огненный Змей летать к ней перестал.


Категории: Легенда
Прoкoммeнтировaть
.царь, который растаял. косинская. 17:57:51
­­
ТРОЯН
ЦАРЬ, КОТОРЫЙ РАСТАЯЛ
Жил Троян в своем граде на горе Цене (в Сербии) и каждую ночь ездил в Срем на свиданье со своей милой. Ездил Троян ночами, потому что днем не смел никуда показываться: согласно недоброму пророчеству, луч солнца должен был его растопить, словно снеговика.
Являясь в Срем, Троян тотчас задавал коню овса, и как только тот съедал корм, а петухи запевали предрассветную песнь, сейчас же пускался в свой город, чтобы поспеть до восхода солнца, а уж там его надежно скрывали мрачные, темные покои.
Но случилось так, что проведал о тайных свиданиях брат Трояновой любовницы и захотел погубить царя. Он свернул всем петухам головы, а коню вместо овса засыпал песку.
Эта хитрость замедлила отъезд Трояна: только перед самым рассветом он вскочил верхом и поскакал на голодном коне в свой город, но солнце застигло его в пути. Троян спрыгнул с коня и спрятался в стоге сена, но проходившие мимо коровы растрепали стог.
Закутавшись с головой в плащ, несчастный царь улегся под куст, молясь, чтобы солнце обошло его стороной. К несчастью, брел мимо какой-то бездельник, завидел свернувшегося под кустом человека и из пустого любопытства сорвал с него плащ. Тут-то солнечные лучи настигли несчастного царя и растопили его.
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Боян, старинный соловей!
Приступая к вещему напеву,
Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мымленному древу...
Если б ты Трояновой тропой :
Средь полей помчался и курганов, -
Так бы ныне был воспет тобой
Игорь-князь, могучий внук Троянов:
«То не буря соколов несет
За поля широкие и долы,
То не стаи галочьи летят
К Дону на великие просторы!»

Несомненно, в этом поэтичном древнем предании о легендарном царе южных славян отразилось величавое противоборство дня и ночи, лета и зимы, которое побуждало фантазию наших предков ко множеству сказок, хотя бы о знакомой всем нам Снегурочке.
Трояна также считают древним божеством восточных славян (об этом сказано, например, в апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам»). В «Слове о полку Игореве» сказочный певец Боян обретает поэтическое вдохновение, «рыща по тропе Трояна»; русская земля названа «землей Трояна», а «века Троя-новы» - время княжения первых русских князей. Возможно, этим же именем восточные славяне называли бога Триглава, воплощавшего в себе триединое понятие о пространстве и времени.


Категории: Легенда, Заметка
Прoкoммeнтировaть
.статья. косинская. 10:07:28
­­
Прокопий Кесарийский о славянах
Прокопий Кесарийский—византи­йский историк VI века. Отрывок о славянах взят из книги Прокопия «Война с готами», в переводе С. П. К о н д р а т ь е в а.
...Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии](прим.Насти:на самом деле копного права,если интересно в чем разница между ним и демократией,пишите в личку), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном можно сказать у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и актов было одно и то же: в древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден» . (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и -земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.


Категории: Статья
Прoкoммeнтировaть
.священные рощи. косинская. 09:49:49
­­
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ (Боголесье)
«ПРИБЛИЗЬТЕ ЗЛОДЕЯНЬЯ К НЕБЕСАМ!»
Один древлянин, за силу и свирепость прозванный Вепрем, из мести поджег ночью двор соседа. Но внезапно подул сильный ветер, и сгорело полсела. На всеобщем сходе юноша Будимир, который гадал той ночью по звездам и видел поджигателя, обличил Вепря в содеянном. Вне себя от ярости, тот выхватил меч, сразил обличителя насмерть и, спасаясь от погони, укрылся в священной роще - Боголесье.
Ступить под сень Боголесья с оружием в руках - святотатство пострашнее поджога. Но что делать, как покарать злодея? Он воин умелый и злохитрый, легко перебьет хоть полсотни безоружных...
Окружили древляне рощу и стали думу думать. Наконец изрек верховный волхв:
- Дети мои! Древляне! Я стану молить святые небесные силы, чтобы они помогли нам расправиться со злодеем. А вы повторяйте за мною.
И тут он воззвал, простирая руки ввысь:
- О боги и богини Боголесья, приблизьте злодеянья к небесам!
Вослед за верховным волхвом все древляне начали умолять богов и богинь свершить праведный суд над преступником и святотатцем, восклицая:
- О боги и богини Боголесья, приблизьте злодеянья к небесам!
Время шло. Солнце поднялось к полудню. Иные из древлян уже усомнились в душе, благорасположены ли святые небесные силы к людским моленьям. Но вдруг грянули средь ясного неба удары грома, и в раскатах все ясно расслышали слово:
- Свершилось!
Вслед за тем над вершинами дерев Боголесья показался Вепрь, влекомый ввысь незримой властью. Он изрыгал проклятия и грозил то земле, то небу мечом, на котором засохла кровь Будимира.
И тогда взлетели с луков древлянских сотни стрел и пронзили тело злодея.
Когда же древляне, оставив мечи и луки на подступах к Боголесью, отыскали в чащобе труп Вепря, тот на глазах вдруг начал истлевать, пока не осталась лишь горстка праха. Развеяли его по ветру и разошлись.
Настала ночь, а брат убиенного юноши, Громислав, долго еще вглядывался в узоры звездного ковра, вытканного в небесах. И чудились Громиславу в этих узорах лики богов, карающих злодеев и святотатцев.


Категории: Легенда
Прoкoммeнтировaть
косинская. 09:08:43
Запись только для зарегистрированных пользователей.
 


The Old Slavonic MythologyПерейти на страницу: « предыдущуюПредыдущая | 1 | 2 | 3 | следующуюСледующая »

читай на форуме:
пройди тесты:
"А ты так меня и не узнал..."
Вечиринка на Хэллоуин
Братик теперь я учусь с тобой! часть 3
читай в дневниках:

  Copyright © 2001—2018 LTalk
Авторами текстов, изображений и видео, размещённых на этой странице, являются пользователи сайта.
Задать вопрос.
Написать об ошибке.
Оставить предложения и комментарии.
Помощь в пополнении позитивок.
Сообщить о неприличных изображениях.
Информация для родителей.
Пишите нам на e-mail.
Разместить Рекламу.
If you would like to report an abuse of our service, such as a spam message, please contact us.
Если Вы хотите пожаловаться на содержимое этой страницы, пожалуйста, напишите нам.

↑вверх